Ремонт газового котла Arderia ESR 2.16: устранение течи трехходового клапана

Котел Arderia ESR 2.16 радовал нас своей беспроблемной работой 3 года. И вот на днях домочадцы заметили течь воды из агрегата. Причем капало нормально, пришлось даже ведерко подставлять.

Мне сразу вспомнились 2 наблюдения, которые говорили о скорой беде:

  • давление в системе медленно падало, приходилось доливать раз в неделю, в две;
  • горячая вода имела привкус ржавчины.

Перед вызовом газовщиков, решил попробовать разобраться в теме сам. Если проблема не большая - зачем занятых людей беспокоить. Да и берут эти занятые люди за свои услуги, традиционно, не слабо.

Снятие клапана

Отключаем котел от розетки 220. Снимаем переднюю крышку. Там ни пломб, ни секретов нет, все на виду, 2 болта.

Сразу увидел откуда ручеек бежит по корпусу котла. На механизме читаем маркировку - m2la24zs32.

В глобальной сети находим название - Трехходовой клапан Arderia (2040105).

В продаже деталь есть, стоит от 3300 до 4400 руб. в разных местах страны. Но есть интерес попробовать ее починить, если возможно. В ютубе попался ролик с подробной инструкцией. 10 минут, и я мастер, можно приступать.

Справка из сети:

Трехходовой клапан в котлах предназначен для корректного перенаправления теплоносителя (воды). Представляет собой разветвленный переходник с датчиком температуры и электроприводом. Он позволяет двухконтурным котлам проводить быстрый прогрев жидкости для систем отопления и горячего водоснабжения. Переключение клапана производится согласно двум основным режимам: обогрев теплоносителя, нагрев хозяйственной воды . Принцип работы следующий: в первом режиме трехходовой клапан перекрывает доступ теплоносителя ко второму теплообменнику (для нагрева бытовой воды), во втором режиме клапан открывает доступ горячей воды системы отопления ко второму теплообменнику (циркуляция теплоносителя позволяет нагреть воду для подачи к крану).

Первым делом отключаем от сети отопления и водоснабжения (перекрываем все 4 крана снизу). Спускаем воду в ведерко через специальную трубочку слева, и специальный краник-клапан.

Потом убираем задвижки-запоры со всех трубчатых соединений проблемного узла. А так же провода. Пробуем вытащить клапан. Осторожно! из освободившихся трубок снова неслабо польется вода - ловим ее ведром и тряпками.

У меня клапан сам выходить не захотел, пришлось с ним снять стоящий слева узел подачи нагретой воды. Благо тот крепится всего на один болт к теплообменнику.

Покачиваем, пошатываем, вытаскиваем. Много силы применять не рекомендую.

 

Ремонт

Берем злосчастный трехходовой клапан и устраиваемся за столом, хоть кухонным, как я. На весу и коленке чинить крайне неудобно.

Откручиваем шурупы, убираем двигатель, провода от клемм отсоединять ненужно:

С этой стороны трехходового клапана нужно убрать пластмассовое колесико. Его не пускают контакты. Один, с красным проводом, вытаскиваем, второй (двойной) - вытаскиваем не полностью:

Вытаскиваем колесо. По ним убираем шплинт и шайбочку. Теперь можно открутить 4 шурупа с другой стороны клапана:

И вытащить это чудо инженерной мысли:

Резиновый шарик вращается моторчиком и переключает течение воды в трубах - отопление или ГВС. По сути, затыкает собой отверстия.

По фото видно и износ шарика (поверхность стала шершавая), и силиконовых колечек:

Искать уплотнительные колечки в магазин не кинулся, снял размеры, поищу при случае.

 

Справка из сети:

Главной и практически единственной причиной поломки трехходового клапана является его сильное загрязнение. Постоянное переключение потоков воды может привести к отложению образований на внутренних стенках распределителя. Действие некачественной жидкости с многочисленными добавками может отразиться даже на новом элементе отопительно-нагревательной системы. Другим фактором (до которого дорабатывают единичные клапаны) является простой износ вследствие длительной эксплуатации.

Для ремонта использовал ленту ФУМ, порезанную на тонкие полоски и намотанную на посадочные места колечек-сальников. Естественно, намотать такую  мелочь аккуратно непросто, но можно.

Результат. Надеюсь не много и не мало намотал ленты.

Вот и весь ремонт. Можно собирать все обратно. В котел удобней все устанавливать также в паре с пластмассовыми трубками от ГВС:

Для удобства сборки помогает фотографирование процесса. Пришлось иногда листать фотографии на телефоне и проверять себя.

Залил воду в котел, течи нет. Запустил отопление - бинго! Работает и не капает.

 

Выводы

В интернете пишут, что причина выхода из строя этого узла - грязная вода. Не могу с этим согласится, думаю причина в недостатке конструкции. Резиновый шарик должен довольно сильно прижиматься к отверстиям, ось с силиконовыми (или резиновыми) колечками испытывает сильные нагрузки. Т.е. на колечках лежит работа не только воду задерживать, но и играть роль подшипника.

Посмотрю, сколько протянет мой ремонт. Поищу колечки для ремонта. И будем надеяться, клапан всегда есть в продаже.

Похожие заметки:

Комментировать